Интервью с Дашкевичем Романом Александровичем, Ассоциация студенческих профсоюзов

Основные направления работы НКО?
• Социально-культурная (просвещение, культура, досуг и т.д.)
• Правозащитная деятельность: юридическая поддержка, профилактика и т.д.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о правозащитной деятельности?
Ассоциация состоит из юридических лиц – профсоюзных организаций студентов разных вузов, поэтому наша правозащитная деятельность направлена не на физических лиц, а на организации. Я консультирую председателей профсоюзов по вопросам их дальнейшей работы со студентами: по правам студентов, по стипендиальным вопросам, по общежитиям, то есть по таким вопросам, которые у студентов возникают во время обучения.
Я в двух лицах. Как председатель Ассоциации, взаимодействую с профсоюзными организациями студентов вузов и ссузов. Но я ещё и председатель профкома студентов ОГУ. Как председатель профкома работаю непосредственно с людьми. А как председатель ассоциации я как бы тоже с людьми, но с председателями этих организаций. Я координирую действия организаций.
Скажите, пожалуйста, какие вопросы юридического характера возникают чаще всего?
Стипендии и общежития – самые распространённые вопросы. Редко встречаются вопросы по чернобыльцам, сиротам.
И к тому же это те направления, где больше всего происходит движение законодательства. По стипендиальной части буквально под конец 2016 года и начало 2017 года законодательство претерпело много изменений. Несколько постановлений правительства отменены, появились новые. Надо по этому вопросу собираться и обсуждать. Буквально на днях вышел новый порядок выплаты стипендий. Я в общих чертах представляю, о чём там речь, потому, что являюсь членом президиума Студенческого координационного совета общероссийского Профсоюза образования и заместителем председателя Студенческого координационного совета и отчасти участвовал в подготовке данного приказа.
Получается, Вы держите руку на пульсе в юридических вопросах? Да. Я вам больше скажу. У меня много общественных регалий. Я – член Экспертного совета Комитета образования Государственной Думы по работе с обучающимися. Конечно, министерскими приказами Госдума не занимается, а вот постановлениями правительства, законами, подзаконными актами – это да, они проходят через экспертный совет, где мы даём заключение, где хорошо, где плохо, что подправить.
Значит ли это, что орловское студенчество находится в выгодном положении, потому что у Вас есть доступ в органы власти высокого уровня? Да.
То есть нашим студентам повезло? В принципе, да.
Вы работаете с молодёжью и студентами вузов, так?
Нет, не только вузов. В Ассоциацию входят Мезенский педколледж и Болховский педколледж. Сейчас присоединился новый, Орловский технический колледж, (бывший институт Зернобобовых культур), перешёл в профсоюз образования. Формально в Ассоциацию он не вошёл, но я думаю, что это чисто технический момент.
В прошлом году проводили межвузовскую школу студенческого актива, где студенты Орловского технического колледжа уже участвовали. У нас достаточно неформализованное членство, потому что многие профсоюзные организации юридическими лицами не являются. Они являются общественными объединениями, а юридического лица не имеют. Но мы учитываем их в своём составе. Плюс Мценский филиал ОГУ.
Скажите, как происходит присоединение новых членов?
Организация пишет письмо с просьбой принять в Ассоциацию. Новых присоединений не было уже много лет, потому что мы изначально вобрали в себя большинство организаций, где жизнь теплится. Не секрет, что у нас, особенно по техникумам, по среднему образованию студенческие профсоюзные организации практически мёртвые. В профсоюзах высших учебных заведений есть движение, а профсоюзы в ссузах очень слабые.
Сколько на данный момент членов в Ассоциации? Ю
Юридических лиц? Получается, политех с ОГУ соединился, теперь это юрлицо – раз, институт культуры, коммерческий институт, сельхозакадемия, Мезенский педколледж, Мценский филиал ОГУ, Болховский педколледж - 7. Как технический колледж присоединится, будет 8.
Большая семёрка? Да.
Как давно работает Ассоциация?
Организация официально зарегистрирована 19 марта 2002 года, до этого существовала неформально.
С чего начиналась Ассоциация студенческих профсоюзов и кому принадлежит идея о создании?
Начиналось всё с того, что я избрался председателем профкома Орёл ГТУ в 2000 году. На меня вышли ребята из Российской Ассоциации Профсоюзных Организаций Студентов (АПОС) и в 2001 года мы вошли в состав АПОС. Проблемы у студентов одни и те же, поэтому такие ассоциации формируются независимо от ведомственной принадлежности. Я – инициатор создания Ассоциации, учредители – ОрёлГТУ, ОГУ и институт культуры. Сейчас остался только ОГУ, потому что институт культуры ликвидировал юридическое лицо.
Какая работа выполняется сейчас? Какие проходят мероприятия?
Школа студенческого актива ЦФО – апрель-май ежегодно с 2007 года. Проводится на средства первичных профсоюзных организаций и привлечённые средства.
Достигнутые результаты. Максимальное количество участников – 250 человек из 42 вузов 19 регионов РФ. Место проведения – Московская область.
Ежегодно 200-250 человек студенческого актива проходит обучающую программу по основам законодательства в сфере образования, фандрайзингу, PR, методикам эффективных переговоров, социальному проектированию.
2011-2015 гг - чемпионаты «Интеллектуальный марафон» проводились на средства первичных профсоюзных организаций, с использованием 600 тысяч рублей привлечённых средств. Максимальное количество участников 600 человек, более 1 000 зрителей. 2011-2012 чемпионаты проходили при поддержке администрации г. Орла, в 2013-2015 при поддержке администрации Орловской области и Российского Союза Молодёжи.
Действующий актив?
В каждой профсоюзной организации свой действующий актив, а у нас только председатели.
Что можно считать результатом работы организации, на Ваш взгляд?
На мой взгляд, результат работы – повышение уровня квалификации председателей профкома и, соответственно, ближайшего окружения для того, чтобы они в дальнейшем в своих учебных заведениях могли качественно решать те задачи, которые перед ними стоят, как перед профсоюзными организациями студентов.
На самом деле, цель Ассоциации – координация действий. Обучение – это сильно сказано, системного обучения нет, есть передача опыта. Дело в том, что в разных отраслях профсоюзов разный уровень работы со студенческими организациями. Самый высокий уровень – в образовании, потому что там очень много студенческих организаций. Есть студенческий организационный Совет всероссийский. Он разбит по федеральным округам. Я возглавляю его в ЦФО. Это структура работает с 1999 года. Аналогичного в профсоюзе АПК нет, в профсоюзе культуры нет, лучше ничего нет. Сейчас медики что-то подобное пытаются создать. Конечно, уровень подготовки председателя профкома студентов любого аграрного университета, не именно Орловского, а любого, будет априори ниже, чем уровень подготовки председателя профкома любого вуза образования, потому что у нас есть и системное обучение, и школы у нас регулярные по округам, всероссийские и встречи с ЦК. И с министерством организована работа. В целом, уровень работы по образованию выше, поэтому ребятам других отраслей просто физически тяжелее работать. Вот для этих целей создана Ассоциация.
Чтобы исправить это положение, Вы организуете школу профсоюзного Молодёжного актива?
Да, когда удаётся под это дело деньги найти. К сожалению, не только уровень подготовки председателей профкомов образования высших, но и уровень финансирования в профессиональных организациях образования выше. Как правило, в образовании и вузы крупнее, и членство выше, и кстати, уровень финансирования выше.
Школа молодёжного актива проводится раз в год?
Школу студенческого актива мы проводим для вузов ЦФО. 95% участвуют вузы образования, у которых есть деньги, которые могут, если не хватает своих, с руководства что-то стрясти. Школа проходит ежегодно с 2007 года. Одно время она в Орловской области проходила, потом в Брянской, а сейчас – в Подмосковье на базе пансионата МГУ. Там получается географически более удобно, потому что северной части ЦФО приходится ехать в Орёл с пересадкой в Москве. Если в северной сделать, то у южной части такая же проблема. А так все в Москву стекаются. Ну и там условия конечно, другие. Ни Орёл, ни Брянск таких условий, к сожалению, по проживанию и проведению не создадут. У нас проводили на в «Юбилейном», в «Ветерке». Там университетский пансионат МГУ. Это цивилизованная база со всеми возможными удобствами, инфраструктурой, связью, интернетом. Помимо этого проводили несколько раз школу студенческого актива именно Орловской области. Всегда приглашаем наших соседей, чтобы лекции почитали, просто посмотрели. Областную школу студенческого актива проводим, когда средства находим. Вот в 2016 году провели. До этого в 2007 году проводили, в 2008 году, потом большая пауза, потому что фактически всё упирается в средства.
Кроме школы студенческого актива, чемпионатов, какие ещё мероприятия можно отнести к социальным практикам?
Сейчас у нас новый проект, который я афишировал на заседании Общественной палаты. Мы выиграли грант на создание Ресурсного центра для СО НКО. К сожалению, его в 3 раза урезали, поэтому Ресурсным его можно назвать с натяжкой. Тем не менее там можно воспользоваться проектором, экраном, распечатать, размножить документы в чёрно-белом цвете формата А4. Можно выйти в интернет, есть компьютер для общественных организаций, которые ограничены и в технике и в ресурсах. Можно прийти всё сделать бесплатно. Там же можно получить консультации по бухгалтерии, по оформлению отчётности по грантам. Это постоянная беда наших общественных организаций. У нас практически все сдают отчёты с нареканиями со стороны областной администрации. Насколько я помню, только 5 организаций, которые сдают без замечаний.
Скажите, пожалуйста, где базируется Ресурсный центр?
Он находится в Фундаментальной библиотеке на площади Каменского, дом 1, кабинет № 307. Там всё уже установлено, можно в любой момент обращаться. 59-63-70 – это телефон ресурсного центра и профкома. Туда можно позвонить с 9 до 17. По предварительной записи мы можем предоставлять площадки, которые есть в библиотеке. Есть конференц-зал мест на 200, 100 и 50 мест.
Значит, руководство общественной организации, у которой нет ни помещения, ни средств, может обратиться в Ресурсный центр и договориться о предоставлении помещения для мероприятия? Да. Но если нужно помещение, то договариваться надо за 2-3 дня, чтобы я успел с руководством согласовать. Просто за день-два позвонить, понять ситуацию. Если ректор будет в отъезде, то могу не успеть вопрос решить.
Никаких финансовых вложений от общественной организации не потребуется? Совершенно бесплатно. Они могут и помещением воспользоваться, и проектором. Вся презентационная техника будет предоставлена.
Это очень хорошее подспорье. Мы закладывали в проект более масштабные мероприятия. Планировали обучающие мероприятия проводить с налоговой, с юстицией, как вести отчётность, чтобы не иметь проблем с этими организациями и т.д. К сожалению, на те средства, что нам оставили, мы смогли купить компьютер, принтер, проектор, экран, 2 стола, несколько стульев. Вот собственно и всё.
На какой срок проект рассчитан? Изначально был рассчитан на год, но сейчас осталось полгода, до мая 2017 года. Мы будем снова подавать заявку. Теперь часть техники уже куплена, на неё деньги не нужны. Будем просить на остальное.
Какие проблемы возникают? Какая требуется помощь?
Недостаточное финансирование.
Источники финансирования?
Гранты российских организаций, приносящая доход деятельность.
Как человек опытный в информационном поле, что можете пожелать по работе портала?
Чтобы хотелось видеть на портале общественных организаций? Это оптимальный вариант, когда у каждой организации типа личного кабинета со ссылкой на свои ресурсы. Мне кажется, это оптимальная схема, когда есть страница, на которую может зайти любой пользователь. Для начального этапа этого больше чем достаточно, а нюансы… Это уже в процессе работы будет видно, нужно что-то там подрихтовать или так нормально. Просто боюсь, что у нас будет проблема в насыщении этих страниц, учитывая уровень общественных организаций.




Есть вопросы или предложения?

Ctrl + Enter